«Реплики должны звучать четко, отскакивать, как орехи»: Игорь Майоров рассказал о мастерстве звукорежиссера.

«Реплики должны звучать четко, отскакивать, как орехи»: Игорь Майоров рассказал о мастерстве звукорежиссера. 10.12.2019

«Реплики должны звучать четко, отскакивать, как орехи»: Игорь Майоров рассказал о мастерстве звукорежиссера.



На курсе ассистентов звукорежиссера прошла творческая встреча с опытнейшим звукорежиссером Игорем Петровичем Майоровым. Он работал на «Мосфильме» с 1955 года, а в ноябре 2019-го отметил 90-летие.
В его фильмографии такие картины, как «Летят журавли», «Алешкина любовь», «Деловые люди», «Ко мне, Мухтар!», «Конец «Сатурна», «Путь в «Сатурн», «Любовь земная», «Судьба», «Отец Сергий», «Будни прораба Зорина», «Город Зеро», «За прекрасных дам!», «Цареубийца», «Сны», «Американская дочь», «Ермак», «Шаман», «День полнолуния» и многие другие. В 2001 году Игорь Петрович удостоился премии «Ника» в номинации «Лучшая работа звукорежиссера» за картину «В августе 44-го…»

Игорь Петрович начал беседу с того, что фраза «я люблю кино» для него значит очень многое – увлечение кинематографом у него родом из самого детства:

«Мой интерес к кино зародился еще в предвоенные годы, я тогда жил в небольшом пригороде города Днепропетровска на Украине. Там был единственный киноклуб, и я дошкольником и школьником ходил туда смотреть кино. В 1935 году я посмотрел фильм «Веселые ребята». Мне было 6 лет, когда я увидел картину, и уже тогда она меня потрясла.

По первым тактам музыкальной увертюры на открывающих титрах я сразу определял настроение фильма и погружался в его атмосферу. Особенно сильное впечатление произвел на меня в детские годы фильм «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна.

Во время войны я был в эвакуации в городе Ташкент. Мой сосед по парте в школе был сыном известного там деятеля кино – второго кинооператора. У него была интеллигентная семья, у них дома собирались кинематографисты. Я был и на Ташкентской киностудии, когда там снимали картину «Два бойца» режиссера Леонида Лукова и проходили просмотры зарубежных фильмов».


По словам Игоря Петровича, кинематограф очень повлиял на его жизнь. Он даже собирался поступить в медицинский вуз, потому что был очарован тем, как была показана работа врачей в кино. Но потом Игорь Майоров понял, что медицина ему не подходит, и поступил в Ленинградский институт киноинженеров.

«О ВГИКе тогда я даже и мечтать не мог. В Ленинградский институт киноинженеров решил поступить, потому что увлекался не только кино, но и радиотехникой, хотелось совместить в своей профессии два этих увлечения. В войну у населения забрали все радиоприемники, но мы собирали ламповые усилители для проигрывателей, и это было очень интересно», – отметил Игорь Майоров.
Игорь Петрович окончил вуз в 1952 году. Тогда еще был жив Иосиф Сталин, а в кинематографе в годы его правления был так называемый период «малокартинья». Так как фильмов снималось немного, не было нужды в большом количестве специалистов, Игоря Майорова распределили на работу в Центральный научно-исследовательский институт военного кораблестроения в Ленинграде. Потом Игорь Петрович переехал в Москву и работал в НИИ автоматики и телемеханики, но мысль о кино не покидала его. Так, в 1955 году Игорь Майоров начал работу на «Мосфильме» в должности инженера перезаписи.

«Я помню свою первую командировку от «Мосфильма» в Воронеж на фармацевтическое предприятие. Я должен был узнать принцип изготовления клейкой ленты – скотча – и возможности его применения в кинематографе. Я даже не думал, что это изобретение будет настолько полезным, и его сразу же начнут применять в монтажном цеху на «Мосфильме».

Игорь Петрович рассказал о том, как он поехал в свою первую киноэкспедицию на съемки короткометражного фильма «Будка № 27» по драме Ивана Франко.

«Я всегда хорошо разбирался в технике, но конкретно о работе звукооператора на площадке тогда еще ничего не знал. Я до этого записывал реплики только в павильоне во время актерских проб для фильма «Пролог» режиссера Ефима Дзигана, во время той записи со мной работал опытный помощник.

На съемках картины «Будка № 27» я был брошен в неизвестность. Мой помощник неожиданно попал в больницу прямо за день перед съемкой. Я совсем не знал, что делать на площадке. Мне помог сотрудник съемочной группы, отвечавший за работу переносной электростанции на площадке. Он ввел меня в курс дела.

Из работы над фильмом «Будка № 27» я извлек два, пожалуй, самых важных урока в профессии. Известный и опытный звукорежиссер Владимир Богданкевич сделал мне замечание: реплики звучат «непланово». Тогда я понял, что «плановость» реплик это такое же важное средство выразительности, как фокус в операторском искусстве. «Плановость» подразумевает собой то, что микрофоны расположены в соответствии с положением актера в кадре. На крупном и среднем плане звучание речи актера разное, и нужно передать в фильме направление звука.

Кстати, в связи с плановостью в киноискусстве до сих пор есть один важный вопрос, на который и сейчас нет однозначного ответа: что выбрать – чистовой звук или переозвучивание в студии? Один из ключевых аргументов в пользу чистового звука – то, что на озвучивании плановость создавать гораздо труднее, чем на площадке. Очень трудоемко в студии поправлять микрофон после каждой реплики, а то и дело просить актера сделать шаг вперед или назад не всегда уместно».
Во время работы над фильмом «Будка № 27» Игорь Петрович также понял, что одно из важнейших выразительных средств в арсенале звукорежиссера – создание атмосферы фильма:

«Атмосфера, которая складывается из мельчайших деталей, погружает зрителя в какое-либо состояние. Фильм «Будка № 27» мы снимали в Волоколамске глубокой осенью, в кадре было хмурое серое небо. И я подумал, что со звуковой точки зрения эти унылые пейзажи должны дополнить крики ворон, мы их записывали специально, отдельно от всей группы.

Подтверждение этой своей мысли я нашел в одном из интервью Эмира Кустурицы, где он говорил о том, что атмосфера картины гораздо важнее, чем реплики, так как ее создают все звуки в совокупности – музыка, шумы и голоса».
Игорь Петрович признался, что по своему убеждению часто вступал в конфликт с музыкой в фильме:

«Я со своей стороны всегда хотел выразить гораздо больше смыслов в натурных шумах, чем в музыке. Но все же последнее слово всегда оставалось за режиссером-постановщиком, мы должны прислушиваться к его мнению, потому что наша задача воплотить режиссерский замысел».


Первая полнометражная картина, на которой Игорь Петрович Майоров работал звукорежиссером – фильм «Летят журавли» режиссера Михаила Калатозова. Эта картина удостоилась «Золотой пальмовой ветви» на Каннском кинофестивале в 1958 году.

«Так получилось, что мы были знакомы с Михаилом Калатозовым еще до съемок этой картины. Он был меломаном, а мы разбирались в технике. Дома у Михаила Константиновича было много разных устройств – магнитофон, проигрыватель, телевизор. Однажды возникла необходимость настроить между ними коммутацию, и для этой работы по рекомендации пригласили меня и одного моего товарища.

А для работы над картиной «За твою жизнь» (это рабочее название фильма «Летят журавли») меня порекомендовали опытные звукорежиссеры «Мосфильма» Валерий Попов и Борис Вольский.

Звукорежиссером фильма «За твою жизнь» должен был быть сам Валерий Попов, работавший над картиной Михаила Калатозова «Первый эшелон». Но так сложились обстоятельства, что Валерия Попова направили в киноэкспедицию в Индию для работы над фильмом «Хождение за три моря». Возник вопрос: кто теперь будет звукорежиссером картины «Летят журавли»? Назначили меня совместно с Борисом Владимировичем Венгеровским. Он выстраивал взаимоотношения с актерами и с другими цехами, а я отвечал за техническую сторону записи.

В чем заключается взаимодействие звукорежиссера с другими цехами на площадке? Например, всегда нужно совместно решить, как заглушить звук шагов. Для этого необходимо подложить актерам что-то под ноги или попросить костюмеров приклеить специальные наклейки на обувь. Договориться со всеми о том, как избежать лишнего шума на площадке, – это задача звукорежиссеров».

По словам Игоря Майорова, в работе над фильмом «Летят журавли» основной задачей звукорежиссера было записать звук синхронно, с высоким качеством первичной фонограммы. Также необходимо было записать чистовой звук во время всех павильонных съемок.

«В павильоне снимались эмоционально насыщенные эпизоды, которые было бы очень трудно переозвучить. В одной из сцен Вероника (актриса Татьяна Самойлова) кладет голову на плечо Борису (актер Алексей Баталов), при этом героиня говорит сдавленным голосом. Это было бы невозможно «сымитировать» в студии речевого озвучивания. Сложно представить себе то, как приходилось бы специально сдавливать шею актрисы.

Чистовой звук – это, прежде всего, дисциплина в кадре. Например, в том же фильме есть эпизод, где Борис забивает гвозди. Пересматривая эту сцену сейчас, я понимаю, что надо было попросить Алексея Баталова тише бить в молоток: он этим звуком заглушает реплики партнерши».

Игорь Петрович рассказал, как в одной из сцен фильма «Летят журавли» появился марш «Прощание славянки».

«В сценарии этого марша не было, он исполнялся вживую на площадке, и можно сказать, что это была импровизация. На съемках присутствовал небольшой мосфильмовский оркестр. Михаил Константинович просил музыкантов играть разные марши, но ни один ему не нравился, пока очередь не дошла до «Прощания славянки». Хочу сказать, что это произведение стало известным после выхода нашего фильма. До этого марш редко исполнялся, так как его не любили в официальных кругах, потому что он считался маршем белогвардейцев.

В кадре под этот марш актеры идут несинхронно, но так получилось из-за спонтанности режиссерского решения включить в картину эту музыку. На мой взгляд этот эпизод получился удачным».

Игорь Петрович рассказал о звуковом оформлении классической сцены гибели Бориса.

«Если бы мы снимали ее сейчас, то, конечно, насытили бы звуками натуры, плеском воды. Но будем считать, что шумовое озвучивание этой сцены – дань прошлому.

Во время озвучивания этого эпизода Борис Венгеровский надел резиновые сапоги, ходил по грязи, а мы записывали эти шумы. А вот сцена свадьбы, которую представлял себе Борис, была гораздо сложнее: там многоголосье, реверберации. Звуковое оформление этой сцены было сделано в студии в специальной маленькой «эхо-комнате». Там удалось добиться эффекта реверберации с помощью микрофона и динамика».

Игорь Майоров рассказал об одном из своих ключевых решений, придавших образности картине. В фильме в двух важнейших эпизодах звучит стук часов: когда Вероника узнает, что Борис записался добровольцем на фронт, и когда она видит разрушенную квартиру родителей.

«Стук часов в этих сценах – это метафора биения сердца Вероники. На мой взгляд, настоящий художник-звукорежиссер – тот, кто оживляет неживое в кадре. Оператор работает с изображением: создает объем, фактуру, тяжесть, но движение мысли персонажа с экрана передает именно звукорежиссер.

С режиссером Квентином Тарантино работал польский оператор Анджей Секула, и он говорил, что нужно смотреть изображение без звука, чтобы понимать нюансы операторской работы. С его точки зрения, звук добавляет картине эмоциональности и очень сильно влияет на зрительское восприятие. Я разделяю эту точку зрения на то, насколько важной составляющей киноленты является звук».

Источник: "Мосфильм".  Ольга Шмелева.

Возврат к списку


Партнеры

Киностудии