Информация

Ильдар Ягафаров: «Производство кино тонет в круглых столах и семинарах»

Минкульт РТ в этом году выделяет 4 миллиона на «полный метр» и 3 миллиона на короткометражки

Прошло 4 месяца, как по России идет Год кино. Несмотря на это, в Татарстане до сих пор не распределили гранты от правительства тем счастливчикам, кто будет занят в создании полнометражных и короткометражных картин. Председатель союза кинематографистов РТ Ильдар Ягафаров в статье, написанной для «БИЗНЕС Online», утверждает, что татарстанское кино сегодня тонет в бесконечных разговорах, а по сути, просто в желании поставить формальную галочку о проделанной работе.

Ильдар ЯгафаровИльдар Ягафаров

СУТЬ СОБРАНИЯ СВОДИЛАСЬ К ТОМУ, ЧТОБЫ ОБЪЯСНИТЬ, ЧТО ДЕНЕГ НА РАЗВИТИЕ КИНО НЕ БУДЕТ

Многие устали от бесконечных разговоров и сами ищут финансирование своих проектов. И найдут, и снимут! Нужно понимать, что культура как ребенок: если им не заниматься, у него будут другие фавориты и другие идеалы. Национальная культура и кино в частности — это наше будущее, та мягкая сила, без которой наша республика может потерять свое лицо, и никакие экономические, политические, социальные победы не будут иметь ценности, если не появятся новые имена в литературе, в музыке, изобразительном искусстве, театре и кино. И все экономическая мощь должна обязана работать на это. Ведь если кто-то в мире скажет, что он читал вашего писателя или видел этот фильм,и это талантливо — вот здесь и произойдет главная победа. А по сути, происходит постоянная эмиграция талантов и восторженные всхлипы по поводу их побед, не имеющих к нам никакого отношения.

В республике в Год кино создана комиссия. Собиралась она один раз, в начале года. Суть собрания сводилась к тому, чтобы объяснить, что денег на развитие кино не будет. Больше собраний не было. Точка. А может, собраться еще раз и обсудить готовые сценарии и постараться выделить отдельные гранты на полнометражные проекты? Да и просто познакомиться с кинематографистами, обсудить общую стратегию с представителями власти. Нужно встречаться и договариваться. Конечно же, спасибо нашему министерству культуры: все расходы по кино сейчас на их плечах. И то, что выделяется, — это реальная картина финансовых возможностей ведомства. Минкульт РТ в этом году выделяет 4 млн. рублей на производство фильмов. На все: и на полный метр, и на документальные картины. 3 млн. будет выделено на производство молодежных короткометражек и проектов. Это, кстати, прорыв. Молодые кинематографисты теперь будут иметь возможность воплощать свои идеи. Планируется выделение средств на книгу Елены Алексеевой об истории кино в Татарстане, очень бы хотелось увидеть ее к началу ежегодного кинофестиваля.

Недавно в союзе кинематографистов РТ была создана молодежная секция — резерв союза кинематографистов. У некоторых членов союза давно витала мысль собрать молодые таланты, чтобы не превращаться в междусобойчик. На встречу пришли около 40 человек, хотя их гораздо больше, которые сегодня реально делают кино или анимацию. Мы посмотрели их работы, может быть, где-то не хватает сильных сценариев, над которыми надо работать, но у многих действительно есть талант. За ними стоит сила, которую мы должны использовать. Это оператор Алексей Матросов,Айдар Шарипов, режиссеры Рустем Рашитов, Ильшат Рахимов, Павел Москвин, мультипликаторы Артур Шамшатдинов, Даниил Файзрахманов и многие другие. Возглавил секцию Кузьма Морозов, член Общественной палаты РТ. Задача секции — систематизировать сценарный фонд молодежи и планомерно начинать запускать их проекты. Потом нужно отправлять их учиться дальше — была бы наша воля, отправили бы 20 человек сразу, и вернулась бы команда.

ОТ «МУЛЛЫ» ДО ИГРОМАНИИ

Конечно, кадры нужно готовить заранее. 25 апреля в Казань приезжали преподаватели из академии Никиты Михалкова для того, чтобы отобрать с помощью экзаменов тех, кто будет учиться в Москве и получать профильное кинематографическое образование. Этот конкурс проходил через минкульт РТ, и отбирали на актерский, режиссерский и операторский факультет.ы

У каждого есть свои проекты. Хотелось бы также сказать, что в союзе сформирована команда руководителей, помимо председателя, назначен руководитель сценарного фонда Мансур Гилязов и заместитель по общим вопросам Виктор Клячкин. Знаете, хотелось бы, конечно, возложить основную нагрузку по производству фильмов на наших зрелых режиссеров, людей с большим опытом работы, но с бюджетом в 4 млн. на все говорить о запуске серьезных проектов говорить сложно. Тем не менее люди ищут деньги в Москве у спонсоров, не стоят на месте. 2016 год без фильмов не останется.

Очень важный вопрос экспертного совета. В программе союза была прописана задача перевести экспертный совет под начало союза кинематографистов, и мы готовы взять на себя такую ответственность. Во-вторых, распределение грантов для молодежи тоже осуществить в рамках союза. Пора уже создавать кинопроизводство в одном месте, хотя бы в рамках молодежных проектов. Надо пробовать, пока все по старинке. Мы ведь создали сценарный фонд, прочитали сценарии, сформировали основной костяк. За счет бюджета молодежных проектов можно снять до 6 короткометражек, представляете? Если грамотно распорядиться средствами.

Мне известны несколько сценариев, которые могут принять участие в конкурсе полнометражного кино. «Казанские парни» — история похожа на «Любовь в большом городе». За основу взят спектакль в Камаловском театре, который шел с 1991 года до 2001, причем с аншлагом. На основе этого раскрученного материала было бы неплохо сделать хорошую комедию со всеми современными реалиями. Это будет музыкальная комедия, которая могла бы иметь успех в регионах России, где живут татары. Вторая картина — на философскую тему, основанная на спектакле, который тоже шел в театре имени Камала — «Мулла» по пьесе Туфана Миннуллина. Тут тоже можно снять хороший полнометражный фильм, в 15 - 20 съемочных дней уложиться. Интересная история у Фарида Давлетшина — снять кино о игромании с социально направленным сильным сюжетом: как у детей меняется психика после ночных бдений со стрелялками? Салават Юзеев готов снимать картину по собственной пьесе, с успехом прошедшей в театре. Идеи есть, и все ищут возможность воплощения.

Прошло 4 месяца Года кино. Хотелось бы, чтоб результат в конце года оценивали не по проведенным круглым столам, а по проделанной работе по запуску талантливых, нужных зрителю фильмов.

Ильдар Ягафаров

Бизнес-онлайн, 2 мая 2016 года




Ильдар Ягафаров: «Самый лучший PR сделал нам министр культуры РТ»

ГЛАВА СОЮЗА КИНЕМАТОГРАФИСТОВ ТАТАРСТАНА НАШЕЛ СПОСОБ, КАК ЗАРАБОТАТЬ ДЕНЬГИ ДЛЯ ОТРАСЛИ

На прошедшей коллегии минкультуры РТ в этот вторник глава ведомства Айрат Сибагатуллин подверг критике кинематографистов Татарстана. Дескать, пришли другие времена, а киношники наши не перестроились. Председатель союза кинематографистов РТ Ильдар Ягафаров в статье, написанной для «БИЗНЕС Online», делится своими соображениями о том, как можно за счет проката татарстанских «народных» картин начать зарабатывать деньги на новые проекты.

ТАТАРСКИЙ ФИЛЬМ СТОИМОСТЬЮ 10 - 15 МЛН. РУБЛЕЙ МОЖЕТ ОКУПИТЬСЯ ЗА 2 ГОДА

Когда я вступил в должность председателя союза кинематографистов Республики Татарстан (2 декабря 2015 года), понимал, что нужно увеличить коэффициент узнаваемости того предприятия, в котором ты работаешь. В данном случае хотя союз кинематографистов является общественной организацией, он должен быть узнаваем. Мы проанализировали ситуацию — и оказалось, что про союз в общей массе никто и не знает. Многие даже удивляются, что он существует. И на протяжении двух месяцев занимались раскруткой его имиджа.

Создание фирменного стиля в документообороте, интервью средствам массовой информации, создание сайта, переговоры с нашим руководством в Москве и Казани о планах на Год кино — все это уже дает свои результаты. За 2 месяца союз привлек 200 тыс рублей, не прося у республики. Это мало, но привлек. И в дальнейшем будут созданы внутренние механизмы зарабатывания на комерческом кино.

Самый лучший PR нам сделал министр культуры РТ Айрат Сибагатуллин. После коллегии минкультуры практически все интернет-издания упомянули нас, обозначив проблемы, с которыми приходится сталкиваться, хотя Сибагатуллин говорил о всех творческих союзах Татарстана. Да, в работе союза сегодня много недочетов, но тем не менее кинематографисты выполняют свою работу. Какое общественное объединение может похвастаться тем, что выдало материальную помощь своим ветеранам почти на миллион рублей? Это, конечно, было сделано совместно с российским союзом кинематографии, но тем не менее у республики денег не просили. Мы по-прежнему являемся социально ориентированной организацией. Да, мы должны заниматься и ветеранами, и молодежью, и санаториями, и лечебными учреждениями, и снимать кино...

Этим при формировании доклада министра никто не интересовался, но с легкой руки нас поставили на последнюю строчку среди аутсайдеров. Возможно, это так, но с точки зрения надежд и планов на Год кино?.. Мы могли бы обсудить это на внутренних совещаниях. И потом нужно понимать, что союз кинематографистов РФ в РТ — это огромное кинематографическое сообщество. И масштаб его нужно учитывать.

Нужны фундаментальные решения в области производства фильмов. Да, попасть на международный фестиваль — это очень почетно, но сейчас наше кино должно стать прокатным. Для этого нужно начать снимать картины для национальных регионов Татарстана и России. Это наша ниша. Нужно создавать игровые картины, бюджет которых не превышает 10 - 15 млн. рублей. Это возвратная сумма, которую фильм может заработать за два года проката.

На первой стадии формирования проката мы бы предложили снимать фильмы на основе современных историй, происходящих в городе, в деревне. Истории должны быть близки массовому зрителю. Такие сценарии уже написаны. Возможно, они должны быть на основе известных татарских спектаклей, таких как «Казан егетлере», «Мулла», «Старик из деревни Альдермеш» и других, основанных на современных историях.

Нужно кино сделать народным, зритель будет покупать билет на фильм о о себе. И не нужно забывать, что и кинематографисты постоянно должны быть в процессе. Конечно, нужно помнить и об авторском кино, но сейчас ситуация другая. На эти проекты люди придут и купят билеты. Для некоторых это будет способ вспомнить детство и юношество, когда они видели данные спектакли в театре. Для каждого это своя история. Подобные картины стоят не таких больших денег, но мы уже сможем зарабатывать и возвращать потраченные средства. В правительстве РТ на этот год создана комиссия по кино, куда вошли лица из руководства «Татмедиа», руководители телеканалов, заместители министров. Эта комиссия, мне кажется, способна понять, какое кино прокатное, а какое — нет.

НАДО ЗАБЫТЬ О КРУПНЫХ СЕТЕВЫХ КИНОТЕАТРАХ! В ДЕРЕВНЯХ НАШ ОСНОВНОЙ ЗРИТЕЛЬ

Да, сегодня есть проблема попадания в залы частных крупных киносетей в городах. Об этом можно забыть. На сегодняшний день у нас есть золотая жила, которую мы можем использовать. Национальное кино отлично пойдет в районах Татарстана. Сегодня почти 180 домов культуры отремонтированы, в них стоят киноустановки. Их можно полностью использовать. Раньше любой кинопоказ, особенно индийских фильмов в деревнях, был настоящим событием. А это значит, что нам надо снимать народное кино, где зритель может увидеть себя. Он не пойдет в клуб ради философского киноизложения какого-либо явления, ради непонятных сюжетов, интересных на фестивалях. Сегодня пришло время для прокатного кино. Это нужно нам, это нужно зрителю. Опыт «Белых цветов» это наглядно показал. В деревнях места не было свободного в зрительных залах. Но самое главное — нужно запустить производство вышеперечисленных проектов в этом году, чтобы они не потерялись на круглых столах, на совещаниях...

Я бы не согласился с критикой, что союз кинематографистов изжил себя. Но переформатировать его точно нужно. Возможно, он должен превратиться в продюсерский центр, возможно, это должно быть республиканское отделение федерального фонда кино, у которого есть своя комиссия, выделяющая деньги на съемку фильмов. Нам действительно нужно больше денег требовать из федерального бюджета. Производство кино — это дорогостоящая затея. Но в этом году минкультуры РТ выделило 3 млн. рублей на молодежные проекты. Значит, хотя бы две короткометражки будет снято молодыми режиссерами. «Но где же у них прокат?» — скажут мне многие. Мы в Татарстане должны получить известных режиссеров. Они снимают свое маленькое кино, едут на международные фестивали, получают имя, и после этого их начинают привлекать в полнометражные проекты. Да, есть опасность, что молодое дарование сразу перекупит, скажем, та же крупная кинокомпания, от этого никто не застрахован. С одной стороны, я буду гордиться этим. С другой — мы должны в Татарстане создать такую систему, когда после короткометражек молодой человек мог бы спокойно найти полнометражный проект и применить себя.

Люди, которые понимают, что их талант упирается в потолок, уезжают в другой регион. Сколько талантов мы потеряли!

Кинематограф — это отрасль, где люди должны зарабатывать деньги. И мы должны комплексно смотреть на этот вопрос, ведь потерять профессионалов легко, а восстановить эту потерю трудно. Очень важно, чтобы к кино начали относиться серьезно. Важно, чтобы финансирование не получали случайные люди, чтобы любительские картины не выдавались за профессиональные. Важно, чтобы на съемочную площадку пришли актеры, режиссеры, операторы, закончившие профессиональные кинематографические вузы.

Сегодня нам нужен комплект профессиональной камеры, стоимость которой превышает 12 млн. рублей на данный момент. Без этого профессиональное кино в Республике Татарстан сложно будет развивать. И понимание данного вопроса в министерстве культуры РТ, кажется, есть...

Так что, по моему мнению, национальное прокатное кино — это то, на чем мы сможем сегодня поднять татарстанский кинематограф на новый уровень.Сибагатуллин на коллегии заявил, что нужно провести отдельную коллегию о состоянии киноотрасли в Татарстане. Вот это уже сдвиг, это здорово. Только проводить ее нужно в начале года, чтобы поставить задачи и начать снимать кино.

Ильдар Ягафаров

"Бизнес-онлайн", 7.02.2016



Партнеры

Киностудии