Художники-постановщики в виртуальном мире: как работает группа компьютерной графики на «Мосфильме».

Художники-постановщики в виртуальном мире: как работает группа компьютерной графики на «Мосфильме». 14.02.2019

Художники-постановщики в виртуальном мире: как работает группа компьютерной графики на «Мосфильме».



Киноконцерн «Мосфильм» широко внедряет передовые киносъемочные технологии: на территории строятся новые объекты, идет масштабная модернизация «Тонстудии», в инновационном зале перезаписи Dolby Atmos Premier постоянно трудятся звукорежиссеры и режиссеры-постановщики, а на базе производственного комплекса «Телекино» работает группа компьютерной графики. О том, какие задачи решает это подразделение, Mosfilm.ru рассказал специалист группы компьютерной графики ПК «Телекино» Роман Сковородко.

Работа над историческими картинами

Исторические кинопроекты считаются самыми сложными в постановочном отношении. Изготовление костюмов и декораций, воссоздающих эпоху, поиск реквизита, подготовка актеров к роли – все это требует больших усилий. С точки зрения компьютерной графики исторические киноленты также наиболее трудоемкие. Поспорить с ними по сложности может разве что создание уникальных киномиров в фантастических картинах или разработка несуществующих персонажей.

Сейчас очень непросто найти для съемок исторических фильмов натуру, не содержащую атрибутов современности. К примеру, во время работы над полнометражным фильмом «Анна Каренина. История Вронского» и сериалом «Анна Каренина» режиссера Карена Шахназарова на натурной площадке «Старая Москва – Санкт-Петербург» в кадр попадали современные высотные здания. Небоскребы в кадре, а также другие предметы современности, приходилось «затирать» или заменять фрагментами чистого неба.

Работа над военными картинами

Серьезного вмешательства специалистов по компьютерной графике требуют также военные кинокартины, так как в кадре искусственно создаются все взрывы и стрельба. Наиболее сложно совместить эти эффекты с актерами в кадре. К примеру, в фильме «Анна Каренина. История Вронского» есть эпизоды артиллерийского обстрела.

«Мы дорисовывали взрывы почти что под ногами героев. Персонаж идет в кадре и в непосредственной близости от него разрывается снаряд», – рассказали нам.
Интересно и то, как создается эффект выстрелов в кадре: ведь на съемочной площадке стрелять небезопасно, и оружие во время съемок используется только охолощенное.

Существует такая технология: выстрелы снимаются отдельно на черном фоне в безопасном месте, а потом их просто встраивают в нужный момент в кадр с помощью компьютерной графики.

Работа над современными картинами

Даже самая простая современная история в кино требует вмешательства специалистов по компьютерной графике.

«В современных картинах, как и в исторических, необходима обработка кадров, снятых на натуре. К примеру, зачастую необходимо «затирать» излишнее количество проводов, кондиционеров, уличную рекламу, другие объекты нашего времени. Кроме того, нередко приходится устранять недостатки, которые неизбежны при съемках, например, когда съемочная группа отражается в стеклах или в зеркалах», – объясняет Роман Сковородко.


Как компьютерная графика решает постановочные задачи?

Нередко в одном кадре приходится совмещать несколько изображений. В «доцифровую эпоху» для этого использовались различные методы комбинированных съемок. Сейчас многие задачи решаются с помощью технологий компьютерной графики. И это касается далеко не только съемок по технологии «Хромакей» (Chroma Key), когда актерские сцены снимаются на зеленом фоне, а специалисты по компьютерной графике впоследствии «подкладывают» необходимое фоновое изображение.

В одном из эпизодов фильма «Анна Каренина. История Вронского» Алексей Вронский встречает на перроне свою мать и Анну Каренину, которые приехали в Петербург. В одном из кадров мы видим вокзал в окне поезда. На самом деле изображение вокзала было «вставлено» в окно поезда на этапе компьютерной графики. Дело в том, что снимать эту сцену на настоящем вокзале невозможно – это помешает движению поездов, никто не пойдет на то, чтобы ради съемок менять расписание. Кроме того, сейчас вокзалы выглядят совсем не так, как в XIX веке. Поэтому прибытие поезда снималось отдельно, а кадр вокзала был добавлен с помощью компьютерной графики.

В том же фильме и сериале «Анна Каренина» по правилам техники безопасности сцены на лошадях на ипподроме не могли сниматься без специальной страховки, которую потом пришлось удалить.

Компьютерная графика порой необходима в самых неожиданных ситуациях. К примеру, в остросюжетном фильме «Решение о ликвидации» многие сцены происходят в штабе ФСБ. У сотрудников работают компьютеры. Снимать включенные компьютеры неудобно с операторской точки зрения: экраны в кадре рябят и мельтешат, изображение искажается. Поэтому на этапе компьютерной графики в мониторы сотрудников ФСБ специально встраивали изображение, а павильонные съемки проходили с выключенными экранами.


Компьютерная графика и лица актеров

Очень часто в современном кинематографе масштабные массовые сцены также создаются специалистами по компьютерной графике. Для этого используются кадры с небольшим количеством актеров массовых сцен, которые затем «множатся» для достижения эффекта большого скопления людей, вплоть до многотысячной толпы. Это считается одним из стандартных приемов в работе по компьютерной графике.

А вот к числу наиболее интересных задач относится корректировка лица актера: удаление морщин, изменение цвета глаз и тому подобное. Это порой очень точечная, филигранная работа: искусственность цвета кожи и неестественная мимика сразу бросается в глаза зрителям.


Всесильна ли компьютерная графика?

Не стоит думать, что снимать можно как угодно: компьютерщики устранят все ошибки и дефекты, и современные технологии спасают от всего.

По словам специалиста, к примеру, очень сложно устранить случайно попавший в кадр лишний предмет: чем он крупнее и чем больше экранного времени он занимает, тем больше нужно приложить усилий. Поэтому работникам съемочной группы необходимо тщательно следить за реквизитом и за обстановкой на площадке. Плохую работу хореографов и постановщиков трюков также невозможно переделать на этапе компьютерной графики. Если, к примеру, плохо проработана сцена драки, то в кадре это будет заметно.

Какие компьютерные программы используют специалисты группы компьютерной графики ПК «Телекино» на «Мосфильме»?

Все работы проводятся с помощью программного пакета для работы с трехмерной графикой Houdini и программы композитинга (программа для обработки, наложения эффектов, финальной сборки отснятого видео- и киноматериала – Прим. Ред.) Nuke от компании The Foundry.

Источник: «Мосфильм».  Ольга Шмелева.

Возврат к списку


Партнеры

Киностудии