Как это снято: «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит».

Как это снято: «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит». 24.04.2018

Как это снято: «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит».


10 лет назад демон-парикмахер в лице Джонни Деппа начал резать глотки на Флит-стрит. Обращаемся к истории создания самой мрачной картины Тима Бертона: от Бродвея до Голливуда, готический стиль, вокальные упражнения и кровь, много крови.        
Создание: Бродвей, Сэм Мендес и изменение драматургии


Как и в случае некоторых других проектов Тима Бертона, идея фильма «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит» родилась у режиссера еще в молодости, но воплотить он ее смог только через многие годы. В 1980 году Бертон попал на театральную постановку с музыкой Стивена Сондхейма и либретто Хью Уиллера. «Музыкальный триллер» настолько впечатлил Бертона, что он сходил на него три раза подряд. Режиссера привлекла кинематографичность материала — постановку он позже сравнивал с немым фильмом, к которому добавили музыку. К тому же его удивило смелое сочетание жанров: мюзикл, хоррор и черная комедия. Ну и, конечно же, мрачная готическая стилистика — это прямо стихия Бертона. В конце 1980-х, когда к режиссеру пришла известность, он несколько раз пробовал запустить киноверсию «Суини Тодда» и даже обсуждал идею с Сондхеймом, однако по разным причинам тогда проект не состоялся.

В начале 2000-х идею экранизации «Суини Тодда» подхватил Сэм Мендес. Вместе с драматургом и продюсером Джоном Логаном они даже начали работать над сценарием, однако Мендес предпочел заняться «Морпехами». Ситуация Бертона в тот момент была обратная. После длительной подготовки он отказался от проекта с Джимом Керри «Рипли: Хотите верьте, хотите нет!», так что возможность поработать над «Суини Тоддом» пришлась очень кстати.

Логан и Бертон начали с переработки сценария. Чтобы уместить материал трехчасового мюзикла в двухчасовой фильм, пришлось сократить или вовсе убрать некоторые песни (об этом подробнее чуть позже). В то же время авторы постарались соблюсти меру, оставив песни основой драматургии фильма — с песнями связаны двигающие сюжет эпизоды, в них раскрываются персонажи. Сокращениям подверглись образы рассказчиков и второстепенные сюжетные линии. Например, самым интересным Бертону показался треугольник отношений цирюльника-убийцы Суини Тодда, его сообщницы миссис Ловетт и сироты Тоби, так что именно отношениям этих персонажей он уделил наибольшее внимание. В то же время романтическая линия молодого моряка Энтони и дочери Тодда Джоанны оказалась на втором плане.

Кроме того, авторы несколько изменили смысловое наполнение истории. Это по-прежнему вполне традиционный сюжет мести, где главный герой жаждет крови человека, некогда несправедливо сломавшего его жизнь. Но в то же время Тодд Бертона — персонаж хоть и зловещий, но и более трагичный, заслуживающий больше сочувствия, чем в оригинале.

Кастинг: любимые актеры, дебютанты и вокальные данные

Хотя кастинг фильма кажется характерным для Тима Бертона — Джонни Депп, с которым режиссер сделал восемь картин, и Хелена Бонем Картер, снимавшейся в семи — изначально состав актеров предполагался иным. На роль Суини Тодда претендовал Рассел Кроу, а миссис Ловетт могли стать Тони Коллетт и Аннетт Беннинг. Выбор Деппа, кстати, даже был несколько неожиданным, поскольку актер представал на экране в демоническом амплуа, а не более привычном эксцентрико-романтическом. Одним из ключевых требований к актерам, разумеется, было наличие слуха и голоса. Необходимость петь Депп называет главным испытанием этой картины.

Пение сильно усложнило подготовку и сам процесс съемок. У каждого из исполнителей основных ролей был свой преподаватель вокала. Хелена Бонем Картер рассказывает, что первая сцена с ней была одной из самых трудных в ее карьере, поскольку сочетать довольно активные движения готовки пирогов с пением непростой вокальной мелодии было непривычно. Любопытно, что ни одного исполнителя с музыкальным образованием в картине нет. Единственным таким человеком мог быть Кристофер Ли, но его в последний момент с проекта сняли. Также интересно, что помимо давно зарекомендовавших себя актеров, вроде Алана Рикмана, Тимоти Сполла и Саши Барона Коэна, Бертон пригласил дебютантов: Джейми Кэмпбелла Бауэра, Эда Сандерса и Джейн Вайзенер. Режиссер объясняет свой выбор желанием привнести «энергию молодости» на экран.
  
Декорации и хромакей

«Суини Тодд» во вполне привычном для Бертона ключе снят в павильоне. Группа работала в знаменитой британской Pinewood Studios (Бертон уже снимал здесь «Бэтмена») с февраля по май 2007 года. В марте, правда, съемки пришлось прервать из-за серьезной болезни дочери Деппа Лили-Роуз. Изначально, поскольку на экране создавался довольно условный мир, Бертон рассчитывал чуть ли не целиком сделать фильм на хромакее. Но от этой идеи пришлось отказаться. По словам режиссера, актеры, поющие в окружении одной только «зеленки», выглядели ужасно неубедительно. Поэтому, чтобы придать и игре, и пространству необходимую достоверность, все-таки понадобилось строить декорации.

Среди прочего художник-постановщик Данте Ферретти возвел интерьеры дома миссис Ловетт, часть Флит-Стрит, площадь, на которой выступает парикмахер Адольфо Пирелли. Особое внимание он уделил комнате Тодда, которую назвал «центром всей истории». Довольно много времени ушло на проектировку кресла. Актеры, которых Тодд «выбрасывал» с него, в действительности плавно съезжали по своего рода трубе, находившейся под полом декорации. В то же время значительная часть «улиц Лондона» появилась уже на постпродакшне, благодаря визуальным эффектам. А Ферретти, кстати, за свою работу получил «Оскар».

Костюмы и грим

Костюмы фильма сам Бертон называет самостоятельным персонажем. Действие картины разворачивается в середине 1850-х годов, так что режиссер хотел создать квинтэссенцию викторианской моды, с той лишь поправкой, что костюм не должен был выглядеть чрезмерно дорогим. Исключение составлял наряд Алана Рикмана, исполнившего судью Терпина. Он выполнен в до-викторианской духе, чтобы подчеркнуть его старость и отсталость от жизни. Над костюмами работала одна из крупнейших художниц Голливуда Коллин Этвуд (она уже сотрудничала с Бертоном, а вскоре получит «Оскар» за еще одну картину с ним, «Алису в Стране чудес»). По ее словам, образ Суини Тодда у нее родился, когда она подобрала Джонни Деппу темный шейный платок. Он определил весь остальной костюм. Также важнейшим элементом, подчеркивающим жесткость образа, Этвуд называет кобуру для бритв. Для Хелены Бонем Картер было разработано больше десятка костюмов, каждый чуть более «нарядный», что подчеркивает одновременно и ее успех в деле мясными пирогами, и растущее чувство по отношению к Суини Тодду.

Внешний образ Суини Тодда Джонни Депп во многом разрабатывал сам. В том числе это касается грима с гигантскими мешками под глазами, создающими впечатление, будто герой «никогда не спал». Среди образов-источников вдохновения для Деппа были Сид Вишез, Людвиг Ван Бетховен и его собственный брат Дэниэл. У последнего была резкая полоса седых волос, и Деппу показалось, что это эффектное решение, физически отражающее внутреннюю травму героя. Вообще грим ведущих актеров был достаточно трудоемким — ежедневно на грим каждого исполнителя уходило в среднем полтора часа.

Визуальный стиль: готика и кровь

Как мы уже говорили, бродвейский «Суини Тодд» напомнил Бертону немое кино, так что неудивительно, что в визуальном плане картина тяготеет к стилистке картин черно-белой эпохи, особенно к стилю немецкого экспрессионизма и голливудского хоррора 30-х годов. Собственно и цвета в фильме настолько приглушены, что некоторые кадры кажутся почти монохромными. Оператор картины Дариуш Вольски рассказывает, что Бертон просил его сделать изображение «готическим», то есть как можно более темным, контрастным и «неуютным».

Важный визуальный мотив фильма — кровь. Бертон словно бы позавидовал Квентину Тарантино и решил обойти его в масштабах кровопролития. Да и вообще единственным минусом театральной постановки режиссер считал недостаток натуралистичного насилия. Кино этот недостаток позволяло восполнить. Еще Бертон объясняет обилие крови своего рода метафорой — выплеск крови отражает бурю эмоций, тайно бушующую в душе главного героя. Бутафорской крови на площадке было столько, что группа некоторые смены проводила, укрывшись дождевиками или мешками для мусора. Интересно, что на площадке использовалась жидкость не красного, а оранжевого цвета. Тому было две причины. Во-первых, Джонни Депп не выносит вида крови. А во-вторых, заранее продумывалась цветокоррекция, которая превращала оранжевый в необходимый красный. Обильное кровопускание создавалось с помощью подведенных к рукам Деппа и горлу «жертв» трубок, через которые в нужный момент под давлением шла бутафорская жидкость.

Музыка: нестандартный мюзикл

Вообще Бертон — далеко не поклонник мюзиклов. В интервью он признается, что ему претят традиционные каноны жанра, когда герои внезапно прерывают диалоги песнями и танцами посреди улицы. Поэтому музыкальные номера Бертон постарался сделать естественным продолжением действия.


Из фильма, по сравнению с бродвейским первоисточником, он удалил хор и танцующую массовку — они бы сделали действие чересчур условным. Также Бертон постарался отказаться от припевов и сократить ключевые хиты, вроде открывающей мюзикл «The Ballad of Sweeney Todd», так как они бы чрезмерно выделяли одни фрагменты фильма, оставляя в тени другие. Бертону повезло, что композитор «Суини Тодда» Стивен Сондхейм тоже прохладно относится жанру киномюзикла и без особых возражений шел на сокращение собственных произведений.

Специально для фильма была сделана новая оркестровка. Чтобы звучание было более грандиозным, записывавший музыку оркестр был увеличен с двадцати семи человек (в оригинальном мюзикле) до семидесяти восьми.

Павел Орлов.

Возврат к списку


Партнеры

Киностудии